Translate

воскресенье, 7 октября 2012 г.

Как сохранить здоровье на работе?

Есть такой афоризм: «Всю первую половину жизни мы тратим свое здоровье, чтобы заработать деньги, а всю вторую половину жизни тратим деньги, чтобы вернуть здоровье».

Афоризм этот не лишен смысла. На самом деле, для того, чтобы сохранить свою работу и добиться достойной оплаты труда, мы недосыпаем, недоедаем, сидим на корвалоле или же, наоборот - на кофеине. Еще год или два (для самых выносливых - пять-десять) такой жизни, и человек превращается в ходячую больницу.

Что же делать? Отказаться от повышения, бросить работу и жить на копейки? Или же наплевать на здоровье и вкалывать до посинения, чтобы заработать на спокойную старость и на достойное образование своим детям? В действительности, компромисс возможен. Принцип «золотой середины» можно использовать и в этом случае.

Любая работа, особенно наиболее ответственная, требует от человека постоянной готовности к перегрузкам, стрессам, «ломке» привычного графика. С этим тоже нужно смириться и принять это как факт. Если ваша работа - продавать бытовую химию в магазине, то вам, возможно, большая часть этих советов не понадобится.

Но если вы - ведущий инженер, системный администратор, финансовый директор, если вы занимаете руководящие должности, - без адекватного отношения к своей работе, умения планировать и сопоставлять с собой цели, вам не обойтись. А самое главное - понимание своих реальных возможностей.


Как сохранить здоровье в офисе?


Когда-то офисная работа считалась самой безопасной для здоровья, и большинство людей мечтали получить такое место: и физически напрягаться не нужно, и условия работы приближены к обстановке собственной квартиры. Но вот уже несколько десятилетий подряд ученые настойчиво твердят, что даже такая «непыльная работенка» может быть опасна для здоровья.

И речь, конечно, не об опасности невзначай продырявить себе руку степлером или стать жертвой агрессивного клиента. Главные враги, поджидающие работника в офисе, - это сидячий образ жизни, непрерывное общение с компьютером, искусственное освещение и сухой кондиционированный воздух.

Офисный образ жизни - это «ласковый убийца», который год за годом разрушает ваш организм и ускоряет его старение. Но, к счастью, не все так безнадежно, и если приложить должные усилия, то многих проблем со здоровьем можно избежать. 

Опасность №1: Сухой воздух
Сухой воздух - это одна из самых часто встречающихся проблем современных офисов. Кондиционеры, центральное отопление, недостаточная вентиляция, отсутствие возможности регулярно проветривать помещение, слишком большое количество сотрудников на квадратный метр - все это факторы, влияющие на влажность воздуха в помещении. Между тем, сухой воздух весьма пагубно сказывается на внешнем виде, самочувствии и даже работоспособности человека.

Проявляться это может, например, в том, что вы постоянно будете чувствовать себя сонной и усталой даже при нормальном количестве часов сна. Кроме того, от сухого воздуха очень сильно страдает кожа - она начинает шелушиться, становится раздраженной и стянутой.

А если вы носите контактные линзы, то наверняка замечали, что после нескольких часов в офисе (даже если вы не сидели за компьютером, а, например, занимались переговорами) появляется ощущение рези в глазах. Причина - все тот же сухой воздух.

Конечно, идеальный способ решения проблемы - это уговорить руководителя поставить увлажнитель. Можно также попробовать договориться с коллегами «скинуться» на увлажнитель (вполне реально уложиться в сумму от 2000 до 4000 рублей).

Кроме того, не забывайте и о других способах:
- Насыщайте организм влагой изнутри - пейте не менее 8 стаканов воды в день, а чтобы не забывать - держите бутылку с водой на столе. И лучше отказаться от кофе - он обезвоживает организм.

- Носите с собой термальную воду и раз в 3-4 часа опрыскивайте лицо (это можно делать, даже если вы накрашены). Можно также набрать обычной воды в пульверизатор и время от времени «орошать» пространство вокруг себя. Но стоит заранее выяснить, как отнесутся к этому ваши коллеги.

- Предложите коллегами завести комнатные цветы - это тоже положительно скажется на качестве воздуха в помещении.

- Если вы носите линзы, то купите специальные увлажняющие капли - на них обязательно должна быть пометка, что их можно использовать одновременно с ношением линз.

Опасность №2: Нагрузка на глаза
Сухой воздух - не единственный источник опасности для глаз офисного работника. Еще больше вредит глазам постоянное сидение за компьютером, и дело даже не в каком-то там вредном излучении (современные ЖК-мониторы по сравнению с ЭЛТ-монстрами практически безвредны), а в длительной и непрерывной нагрузке на глаза.

В идеале, для здоровья глаз за компьютером желательно вообще проводить не более 4 часов в день, но, к сожалению, все мы понимаем, что в реальности этот идеал практически недостижим.

Что же можно сделать, чтобы сохранить здоровье глаз?

1. Каждый час обязательно делайте перерыв на 5 минут и выполняйте специальную гимнастику для глаз. Можно начать с классических упражнений:

- Сфокусируйте взгляд на предмете, находящемся в 20-30 сантиметрах от вас, а затем переведите взгляд на любую точку, находящуюся далеко от вас (примерно 5 метров), и снова сфокусируйте взгляд на первом предмете. Повторите 5-7 раз.
- Попробуйте мысленно нарисовать глазами восьмерку - 8 раз по часовой стрелке, 8 раз против часовой.
- Зажмурьте глаза как можно сильнее, через 5 секунд откройте и не моргайте, еще через 5 секунд снова зажмурьтесь. Повторите 5-7 раз.
- В течение 15 секунд быстро-быстро моргайте, затем прервитесь на 5 секунд и повторите упражнение.

2. Пейте витамины и минералы для глаз: вам необходимы А, Е и С, цинк и лютеин.

3. Следите за уровнем освещенности - свет не должен быть слишком ярким или слишком тусклым, вам должно быть комфортно. Если света мало, поставьте настольную лампу. Если же, наоборот, вам мешает слишком яркий свет из окна, бьющий прямо в глаза, то договоритесь о том, чтобы вас пересадили или повесили на окно жалюзи. Даже эта мелочь иногда может значительно облегчить нагрузку на глаза.

4. Раз в год посещайте офтальмолога, особенно если заметили, что ваше зрение начало ухудшаться.

5. Старайтесь по возвращении с работы поменьше заниматься делами, связанными с нагрузкой на глаза, и уж тем более не садитесь снова за компьютер.

Опасность №3: Неправильное питание

Если вы работаете не на руководящей должности и не относитесь к редким и очень высокооплачиваемым специалистам, то с этой проблемой вы знакомы не понаслышке. Конечно, в некоторых компаниях есть своя кухня, а иногда и столовая, но такими условиями могут похвастаться далеко не все.

Хороший бизнес-ланч стоит в среднем 200-300 рублей, а если умножить это на 22 рабочих дня, то получается 4400-6600 рублей в месяц как минимум. При зарплате, например, в 20-25 тысяч рублей картина получится удручающая, поэтому зачастую сотрудники либо питаются фаст-фудом либо вообще обходятся булочкой или чипсами, в лучшем случае - принесенными из дома бутербродами.

Плюс в некоторых офисах есть привычка по любому поводу пить чай с тортиками, плюшками и конфетками. В результате - лишний вес, плохая кожа, проблемы с ЖКТ и другие «прелести жизни».

К сожалению, иного совета, кроме как «постарайтесь питаться правильно», здесь быть не может. Попробуйте вместо бутербродов брать с собой на работу орешки, курагу, изюм, батончики «мюсли», фрукты и овощи. Еще один вариант - вместо бизнес-ланча брать в кафе только суп: это дешевле и в то же время гораздо полезнее для желудка, чем любые перекусы.

Кроме того, возьмите за правило не есть и не перекусывать прямо на рабочем месте, даже если в вашем офисе это разрешено, - когда ваше внимание занято работой, вы можете съесть гораздо больше, чем планировали.

Опасность №4: Сидячий образ жизни
Часы, проведенные без движения за компьютером, старят организм, лишают его жизненных сил и, что еще хуже, отрицательно влияют на работу мозга. Что самое прискорбное, даже занятия спортом 2-3 раза в неделю не спасают от этой напасти - какими бы ни были нагрузки, этого все равно недостаточно, чтобы компенсировать ущерб от ежедневного многочасового сидения на одном месте.

В некоторых компаниях - особенно тех, где управляющие должности занимают иностранцы - осознали эту проблему и пытаются с ней бороться: заставляют сотрудников утром делать разминку, выдают бесплатные абонементы в спортзал, заставляют каждый час вставать и разминаться и т. п. Но, к сожалению, далеко не везде руководство мыслит настолько прогрессивно, и если вы сами о себе не позаботитесь, то за вас этого не сделает никто.

Главное правило в данном случае - пользуйтесь любой возможностью, чтобы подвигаться.

- Занимайтесь спортом как минимум 2-3 раза в неделю. Если чувствуете, что на серьезные нагрузки сил не хватает, то займитесь хотя бы йогой.

- Каждое утро делайте простую зарядку: приседания, отжимания и упражнения на пресс. Не нужно изобретать Америку и искать какую-то суперсистему: как показывает практика, такой стандартной 10-минутной утренней зарядки достаточно, чтобы значительно улучшить свое самочувствие, настроение и... работоспособность.

- Ходите до метро пешком, а в теплое время года можно ездить на работу на велосипеде (в таких случаях сотрудники обычно оставляют на работе офисную одежду и приезжают на 10 минут раньше, чтобы успеть переодеться до начала рабочего дня). Хотя, конечно, последний вариант подойдет не всем.

- Пользуйтесь лестницей вместо лифта.

- Перейдите на живое общение с коллегами: если вам нужно что-нибудь обсудить, не пишите длинных писем, просто подойдите к нему или к ней лично. И разомнетесь, и проблема решится быстрее.

- Если по работе вам нужно много общаться по телефону, то почаще вставайте и ходите во время разговора.

- Обязательно выходите после обеда хотя бы на небольшую прогулку (даже если вы приносите еду с собой) - согласно последним исследованиям, именно отсутствие физической активности после еды в несколько раз увеличивает риск развития диабета. В конце концов, от этого вы просто будете чувствовать себя лучше.

- Старайтесь хотя бы раз в час делать короткие перерывы и разминать мышцы с помощью простейших упражнений: повороты, наклоны, вращение головой и плечами.

А чтобы не забывать о зарядке, можно воспользоваться специальными программами. Например, есть отличная бесплатная программа PersFit (www.persfit.com), которая через указанные вами промежутки напоминает о необходимости сделать короткую спортивную паузу и даже дает инструкции в картинках, какие именно упражнения нужно делать. Причем все эти упражнения не требуют каких-то специальных приспособлений, и для их выполнения вам даже не придется вставать со стула!

Или можно установить программу Workrave (www.workrave.org) - она тоже бесплатная и в чем-то похожа на Persfit, только с большим количеством функций. Workrave напоминает не только о спортивных паузах (тоже, кстати, в картинках!), но и время от времени отправляет вас отдохнуть от компьютера на 5 минут и предупреждает, когда вы превышаете дневную норму сидения за монитором. Что приятно, у обеих программ есть русскоязычный интерфейс.

- Уважайте себя и свой труд - уходите с работы вовремя. Кстати, уже упомянутая зарядка весьма этому способствует - если вы приходите на работу в хорошей форме, уже проснувшейся и собранной, то и дело идет быстрее.

Конечно, полностью нейтрализовать негативное влияние сидячего образа жизни у вас вряд ли получится, но регулярное (это главное!) выполнение хотя бы части предложенных рекомендаций поможет вам значительно улучшить свое самочувствие и предотвратить множество неприятных проблем со здоровьем. Подумайте о себе - позаботьтесь о своем теле!

Несколько очень важных советов «карьеристам»:


• Обязательный момент - способность планировать и сопоставлять цели, оценивать промежутки времени, и свое умение «укладываться» в них. Сначала - через блокнот или записную книжку, а потом, натренировавшись, вы сможете спокойно обходиться и без них: весь распорядок будет у вас «в голове». Это придает человеку незаменимое ощущение контроля над ситуацией, которое способствует продуктивной деятельности и снимает напряжение.

• Но куда важнее контроля над ситуацией - контроль над своими эмоциями. Главное здесь - осознание того, что, чем больше вы нервничаете и паникуете, тем меньше продуктивность вашей деятельности. Страх, тревога, лишь ведут к «выгоранию», и сил на нужную деятельность уже не остается. Поймите: рабочая деятельность - это одно, а эмоции - совсем другое. Отделите их друг от друга, и работать станет куда легче.

• Перфекционизм - черта, которая скорее мешает работе, нежели помогает ей. Не пытайтесь добиться «идеала»: его достижение невозможно, даже если вы будете биться, как рыбка об лед. Стремитесь к «хорошему» результату, и тогда он будет «отличным». Если пожелаете «самого-самого лучшего» - можете не дотянуть и до среднего уровня…

• Оценивая свои возможности, будьте объективны: если цель лежит очень высоко, и вам до нее не допрыгнуть - признайтесь себе в этом. Ничего ужасного здесь нет. В противном случае вы рискуете сильно надорвать здоровье.

• Если цель не достигнута, и вы «провалились» - примите это как данность. Неудачи нужны как раз для того, чтобы человек совершенствовался, а не ставил крест на своей профессиональной деятельности. Если вы научитесь воспринимать провалы именно так, а не иначе, несомненно, другие вершины вам покорятся!

• Отдых, здоровый сон, хорошее питание, прогулки на свежем воздухе, дополняют описанное выше. Особенно это необходимо после тяжелых, наполненных стрессом будней. Без хорошей разгрузки вы не сможете вернуться в нормальное, необходимое для работы состояние.

Теперь вы знаете, что можно сохранить здоровье, не потеряв работу, и наоборот. Нужно лишь следовать небольшим подсказкам, которые дает нам мозг, и весь организм в целом. Только вот, полагаю, одно все-таки важнее, куда важнее, чем другое…

Комментариев нет:

Отправить комментарий