Гипотезой называется предположение, которым пользуются для объяснения каких-либо явлений, достоверность которых еще не доказана опытным путем.
- Помните, что выдвинуть гипотезу — это значит сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результат эксперимента.
- Поэтому нужно в первую очередь проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, а что — следствием.
- Всякая гипотеза находится в определенной связи с имеющимися знаниями (с известной вам теорией, законом, правилом, ранее решенной задачей и т.д.).
- Логический путь выдвижения гипотезы может быть различным: а) индуктивный путь: от наблюдения единичных фактов, явлений к выдвижению гипотезы и к последующим индуктивным обобщениям; б) дедуктивный путь: от применения известных теорий, законов, правил для объяснения наблюдаемых явлений, фактов — к выдвижению и экспериментальной проверке гипотезы.
- При индуктивном пути выдвижения гипотезы сошлитесь на ваши прежние знания относительно причины, которая может вызвать наблюдаемое явление. Насколько это возможно, используйте умозаключение по аналогии.
- При дедуктивном пути выдвижения гипотезы соотнесите ваши прежние знания с вновь наблюдаемыми фактами и явлениями.
- Иногда бывает полезно выдвинуть все возможные гипотезы, а затем на основе критического анализа отобрать из них наиболее правдоподобную.
- Не бойтесь думать "рискованно", избегайте шаблона в своих суждениях.
- В случае затруднения при выдвижении гипотезы освободите вашу задачу от излишних представлений, сведите ее к простейшему вопросу.
- Иногда бывает полезным поставить перед собой следующие вопросы и ответить на них: что неизвестно? какие условия являются необходимыми и достаточными, чтобы наблюдать новое явление? нельзя ли из рассмотрения отбросить часть условий, часть того, что надо?
- Проведите гипотезу — это значит установите, что следствия, которые из нее должны вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с результатами эксперимента.
- Проведя гипотезу, необходимо показать, что она не противоречит другим, ранее установленным законам.
Формирование умения выдвигать гипотезы - Отнесение объекта или явления к данному понятию по некоторому числу признаков.
- Предсказание свойства объекта или явления сопутствующего воспринимаемому свойству.
- Нахождение связи между данными (объектами, явлениями, их свойствами), которые не воспринимаются непосредственно.
- Предположения о фактах, которые должны бы иметь место, но ещё не засвидетельствованы в непосредственном опыте [1].
- Брунер, Дж. Психология познания. [Текст]/ Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 320 с.
Исходя из этого, мы считаем, что упражнения, формирующие все вышеперечисленные умения, подготовят мышление учащихся к формированию умения выдвигать гипотезы. И на следующих страницах нашего сайта предлагаем вам познакомиться с примерами таких заданий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий