Translate

пятница, 22 июня 2012 г.

Как быстро адаптироваться на новой работе?


Если вы нашли новую работу - сделано только полдела. Важно пройти испытательный срок, адаптироваться в новом коллективе, стать «своим» для коллег. 
Неадаптированный сотрудник - это реально потерянные средства. Если речь идет о рядовом исполнителе, то оптимальный срок для «выхода на точку безубыточности» обычно составляет три-четыре месяца. Если же это руководитель, то этот процесс займет минимум полгода, а оценить эффективность можно будет не раньше, чем через год работы. Если же процесс адаптации вообще не удался и новичок покинул компанию, «не вписавшись» в коллектив, то сюда следует добавить расходы на подбор следующего кандидата. Обычно кадровые агентства берут за подбор персонала среднего звена 15-18% его годового дохода. То есть при месячной зарплате нового сотрудника 25 тыс. рублей, агентство возьмет за подбор 35–50 тыс. В случае увольнения подобранного сотрудника по причине его неинтегрированности в рабочий процесс, агентство выполняет всю работу по подбору заново.

Кто на новенького?
Впрочем, тяготы адаптации нового сотрудника неравнозначны. Конечно же, новичку приходится труднее. Ведь он должен оправдать надежды работодателя, успешно преодолев испытательный срок, и при этом вписаться в коллектив, который может быть совсем не расположен к приему «чужака».

Особенно это актуально для новых сотрудников больших консервативных компаний, с устоявшимися коллективами успевших устать друг от друга коллег. Они уже прошли огонь, воду и медные трубы годовых отчетов, они уже точно знают, что просто хорошо выполнять свою работу недостаточно, что для продвижения вперед нужно иметь «крепкую спину» или «мохнатую руку» и много других карьерных тонкостей.

Для многих из них новый сотрудник - долгожданный драйв, адреналин, свежая кровь, возможность покрасоваться, побыть наставником, повысить собственную самооценку. И с беззвучным восклицанием: «Кто на новенького…» - начинается игра.
Неприятие нового коллеги коллективом даже получило свое название - моббинг

Моббинг
Понятие моббинг (иначе - травля новичков, своего рода «офисная дедовщина») уже успело укорениться на рынке труда. По оценкам основателя и директора британской компании The Field Foundation Тима Филда, целенаправленное преследование или несправедливое отношение к работнику со стороны коллег или руководства обходится британской экономике в 30 млрд. евро ежегодно. В Швеции даже был принят специальный закон против моббинга. Европейские специалисты в ходе специальных исследований подсчитали, что следствиями моббинга становятся стресс (появляется в 76% случаев), бессонница (71%), паранойя (60%), головные боли (55%), ночные кошмары (49%), чувство отстраненности (41%), сомнения, стыд и чувство вины (38%). По оценке германских психиатров, именно моббинг является причиной около 10% самоубийств в стране.

В России точных цифр ущерба от моббинга никто пока не подсчитывал, но, по разным оценкам, его жертвами становятся от 5 до 20% работающего населения. Моббинг со стороны начальства, как правило, проявляется в том, что к предложениям сотрудников не желают прислушиваться, повышают голос, скрывают или дают неполную информацию о положении дел в компании, предъявляют завышенные требования, обвиняют в некомпетентности, не дают возможность посещать курсы повышения квалификации и т.п. Моббинг со стороны коллег заключается в том, что новичку, например, не предоставляют необходимую ему для работы информацию, игнорируют его просьбы или распоряжения (если он пришел на руководящую должность), сваливают на него самую черную работу или вообще чужие обязанности, «подставляют» перед руководством.

Есть несколько основных причин моббинга. Главная - страх. В коллективах нередко проявляется настороженное отношение к тому, кто подчеркнуто «не такой, как все». Еще одной причиной моббинга является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, кроющимся в оргструктуре и климате компании. Моббинг чаще всего означает, что в компании нет ясных целей организации и стратегии ее развития. Топ-менеджеры недостаточно опытны в руководстве людьми, нет каналов обратной связи с коллективом, расплывчаты границы ответственности и служебных обязанностей сотрудников, не формализован механизм принятия решений, плохо организовано информирование коллектива, вследствие чего некоторые сотрудники рассматривают обладание информацией как особый род власти.

Все негативные явления в коллективе - это ответственность руководителя. В здоровом коллективе нет места моббингу. Либо сотрудник, не вписавшийся в коллектив, будет уволен, либо будет уволен тот, кто пытается организовать беспричинную травлю коллеги.

Тем более что очень часто моббинг используют в ситуациях, когда надо просто сократить численность персонала и тем уменьшить расходы на содержание офиса. Помните - если вы профессионал, а босс «вдруг» стал недоволен вашей работой, то, возможно, дело тут вовсе не в вас. Просто некоторым непросто признать, что компания еще не вышла из финансового кризиса и вынуждена использовать так называемый «польский метод найма». Работник нанимается с испытательным сроком на неполный оклад. По окончании срока ему жмут руку и ищут нового простака. Поэтому если кандидат соглашается на работу в такой компании, он уже должен быть готов к тому, что по окончании испытательного срока его могут уволить. 

Так что, если чувствуете, что не дотягиваете, не хватает знаний, умений - меняйтесь, но не стремитесь сразу же искоренять все качества, которые другие люди считают вашими недостатками. Это всего лишь их мнение, и они имеют на него право.
Что делать?
Прежде всего, не думайте, что, если на вас направлен моббинг, то вы сами тут ни при чем. Да, само явление чаще всего спровоцировано проблемами руководства компании. Но почему агрессия толпы оказалась направлена именно на вас? Самоедством заниматься тут, конечно, не нужно, но некоторый анализ ситуации, окружения и собственной личности провести будет полезно. Потому что если даже вы будете вынуждены сменить работу - не окажется ли, что и на новом месте вы спровоцируете в свой адрес такую же агрессию?

Стремитесь к профессионализму в своей области. Тогда вас хотя бы не смогут обвинить в упущениях профессионального характера.

На первых порах, придя на новую работу, общайтесь с коллективом как можно более ровно и формально вежливо. Не стремитесь сразу навязывать свое эмоциональное расположение, ввязываться во внутренние разборки или привлекать излишнее внимание экстравагантным поведением и т.п.

А главное - не прекращайте постоянно наблюдать за тем, что происходит на вашей работе вообще и вокруг вас в частности. При желании вы всегда можете увидеть и услышать чуть больше, если научитесь не столько говорить, сколько молча наблюдать. И, разумеется, думать над увиденным и анализировать полученные сведения. То есть получается, что человеку с интеллектом, да еще такому, который умеет этим интеллектом пользоваться, стать жертвой моббинга практически не грозит. 

Вредные привычки 
По статистике больше всего раздражают коллег следующие привычки: курение - 12%; сплетни, пустые разговоры - 10%; бестактность, навязчивость - 5%; лень - 4%; безответственность, громкая речь, опоздания, личные разговоры по телефону - по 3%; высокомерие, еда в рабочее время, глупость, вранье, доносы, неаккуратность, халатность, хамство - по 2%. Делайте выводы. 
Так что, десять способов настроить коллектив против себя можно описать так:

Способ 1. Выходя на новую работу, запаситесь мешком семечек, блоком жвачки, резко пахнущим парфюмом. Молодым дамам пригодится тюбик яркого лака для маникюра. Использовать сугубо индивидуально, не делясь с другими, и исключительно в рабочее время.

Способ 2. Реквизит - мобильный телефон, желательно, дорогой и «навороченный». Обязательно с хорошими динамиками, чтобы ваша любимая музыка достигала самых дальних уголков офиса. Звонить и принимать звонки полагается минимум один раз в час, опять же, исключительно в рабочее время. Выходить из офиса во время звонков воспрещается.

Способ 3. Не сдерживайте себя ни в коем случае. Если вам кто-то не по душе, тут же сообщите ему об этом. Постарайтесь это сделать ярко, чтобы все заметили. Чтобы «впредь неповадно было».

Способ 4. Приветствуется агрессивность и грубость, а также резкие перепады настроения.

Способ 5. Если предыдущий прием по каким-либо причинам не подходит, можно заменить его нытьем и ворчанием. Недовольным полагается быть всеми и всем: клиентами, коллегами, начальством, властями, водителями трамвая, продавцом в магазине и т.д. и т.п. Чем злобнее и желчнее самовыражение, тем больше эффект.

Способ 6. Необходимо иметь свое мнение абсолютно по всем вопросам. Выражать его необходимо при любой малейшей возможности, будучи категорично уверенным в своей исключительной правоте.

Способ 7. Eсли вам доверили какой-то секрет - обязательно расскажите о нем еще пяти сослуживцам. Болтливость и еще раз болтливость!

Способ 8. Если уж вы «сдуру» начали работать - трудитесь, не покладая рук. Не отвлекайтесь на посторонние темы, допоздна засиживайтесь в офисе. Пусть все остальные поймут, наконец, что они бездельники.

Способ 9. Ручки, ластики, линейки, чужие зажигалки, офисная бумага… Зачем зря оставлять. В домашнем быту не помешает.

Способ 10. Выберите себе самое теплое местечко и почаще открывайте окно. Пусть другие померзнут.

На первый взгляд, каждый из вышеперечисленных пунктов не представляет собой ничего серьезного. Но неприязнь рождается именно из мелочей. Она не возникает «ни с того, ни с сего». Однако требовать ответа от коллег не стоит: они могут даже не осознавать, почему недолюбливают того или иного человека. Имеет смысл проанализировать свое поведение, понаблюдать, на какие ваши поступки негативно реагируют окружающие, вспомнить, какие моменты вызывают подобную реакцию.

«Что, новый хозяин, надо?»
Особняком стоит проблема адаптации новых руководителей. Либо коллектив недопонимает продвинутые идеи нового начальника, либо начальник оказывается столь некомпетентным, что сотрудники начинают претендовать на часть властных полномочий.

Это, опять же, чаще возникает в том самом застоявшемся коллективе, где уже есть и свои неформальные лидеры. И если в такой коллектив назначили нового руководителя, а подчиненным он не понравился - руководителю позавидовать будет сложно. Особенно если он рьяно возьмется за дело (пусть даже из самых конструктивных побуждений!) и начнет с ходу вносить какие-то активные изменения в привычный уклад. В «психологическом болоте» нет стимулов к социальному росту, нет никакого движения вперед, но у всех есть свои насиженные места и зарплата. Тем паче, если ее размер не зависит от того, делает что-то сотрудник или просто находится на рабочем месте. 

Любой руководитель, попытавшийся слишком активно это болото расшевелить, вызовет в свой адрес в первую очередь страх - тот самый страх, который провоцирует желание избавиться от его источника. И подчиненные, как минимум, начнут бойкот: по принципу: «А Васька слушает, да ест…». Поэтому, если вы не хотите провоцировать такое подспудное, но мощное сопротивление - поостерегитесь объявлять о серьезных нововведениях, пока не осмотритесь, не обзаведетесь союзниками и не разберетесь, что к чему.
Первые шаги - самые важные 
Говорят, что в течение первых дней работы человек обычно подсознательно понимает, сколько он проработает на новом месте - просто исходя из внутренних ощущений. Допустим, ощущения вас не подвели, вам нравится на данном месте работы, и вы хотите продолжать. Одновременно с этим возникает еще один вопрос - как выстраивать отношения с новыми коллегами, как показать себя? И тут лучшим помощником будут те же ощущения - нравится ли вам весь коллектив в целом? Что вам не нравится в новом коллективе? Кто из коллег вам нравится и вызывает доверие, а кто - нет? Ответы на эти вопросы позволят четче определиться с тем, что делать и как поступать на новом месте работы. 

Возможно, необходимо выделить в коллективе «сомневающихся» коллег, которые могут либо питать антипатию к конфликтам вообще, либо к лидеру вашей травли в частности, либо испытывать симпатию к вам непосредственно. Можно попытаться создать свою группировку.

Новичкам желательно в знакомстве с коллегами соблюдать «золотую середину» между осторожностью и открытостью. Осторожность поможет увидеть возможные «подводные камни» на новом месте, а умеренная открытость снимет лишние вопросы. Одним из первых пообщаться к вам подойдет главный «сплетник» коллектива. Остальные тоже будут присматриваться к вам. Хорошо для начала рассказать что-то нейтральное о себе, о семье и прошлой работе. Так вы снимете неопределенность, которая возникает по отношению к любому новичку со стороны старожилов. Приходя на новое место, приглядитесь, какие отношения, темы для разговоров на новом месте принимаются, а какие нет. Это поможет определиться с тем, как правильно выстроить свою стратегию вхождения в коллектив. Существуют очень «закрытые» коллективы, где люди не готовы сразу принимать новичка, и лишь со временем могут впустить его в интимную зону близкого контакта. В таких коллективах не стоит ждать быстрого принятия в компанию, зато, когда вас примут, отношения будут очень крепкими и прочными».

Ни в коем случае не опускайтесь до скандалов и криков. Открытый конфликт - это эмоциональный пир для негативно настроенного человека. Не давайте мобберам утолить свой голод.

Тем не менее, специалисты все же полагают, что открытость, контактность - более предпочтительный стиль поведения для новичка. Если вы выделите зачинщика, можно попробовать с ним поговорить. Это сложно, но иногда почву из-под ног моббера может выбить простая просьба о помощи. Обычно они любят «снисходить» до жертвы.

Каждому новичку можно посоветовать два несложных правила: задавать вопросы и общаться. Ходите на совместные обеды, участвуйте в корпоративах, в общем, позиционируйте себя как открытого, доброжелательного человека». 

Еще один важный фактор - ваш внешний вид. По понятным причинам особенно это актуально для женщин. И тут лучше всего обратиться к старой проверенной классике: средней длины юбка, средней высоты каблук, хорошо сидящие, по фигуре, блузка и пиджак, тем более, что выбор расстегнуть или нет несколько лишних пуговиц на блузке всегда остается за вами…

Притирка 
Конфликты на рабочем месте - это нормально. Всегда уступать нельзя, ведь так просто "сядут на шею" безответному ослику. Но и откровенно потрясать сумочкой, гневно сверкая глазами, тоже не имеет смысла. Ляпы неизбежны, поэтому расстраиваться не нужно. Лучше спасти свой провал, обернув его шуткой, или посмеяться над собой - это больше оценят. 

Смело просите помощи, если она нужна по делу, задавайте вопросы, если что-то непонятно, не бойтесь отвлечь других от работы. Но и злоупотреблять чужим вниманием не стоит, все таки каждый сотрудник занимается своим делом, и выполнять чужие обязанности не станет.

Попав в новую для себя рабочую обстановку, не стоит бояться ошибок или увольнения. Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает. Другими словами, без проб и ошибок просто невозможно чему-либо научиться. Убедите себя в том, что вам желают только хорошего и ожидайте от окружающих добра. Это ощущается и располагает к человеку. 
10 способов настроить коллектив в свою пользу (резюме)

1. Улыбайтесь. Американское правило всегда улыбаться как нельзя лучше подходит для новичков. У вас все ОК, вы уверены в себе и своих силах, вы бодры и готовы к новой и интересной работе.

2. Держитесь «золотой середины». Будьте доброжелательны, в меру общительны, но соблюдайте дистанцию. Помните, у всех своя «зона комфортности»: один готов через час знакомства хватать вас за пуговицу, другой держит дистанцию как японец.

3. Познакомьтесь… с работой. Прежде всего - досконально ознакомьтесь со своими обязанностями. Вы должны точно знать, что именно от вас ожидают. Уточните критерии оценки вашей работы. В одной компании, главное - результат, в другой - отсутствие пятиминутных опозданий.

4. Задавайте вопросы. Не стесняйтесь задавать любые вопросы своему нанимателю, непосредственному начальнику или сотруднику, к которому вас «прикрепили». Помните: дурак стесняется спросить, умный стесняется не знать.

5. Представьтесь новым коллегам. Коротко и доброжелательно расскажите о себе. Попросите помочь вам адаптироваться в коллективе. Помните: большинство людей готовы оказать посильную помощь, особенно если их об этом искренне попросили. Им льстит быть наставниками - используйте это себе во благо.

6. Здоровайтесь первым. Это элементарное правило вежливости: первым собравшихся приветствует тот, кто пришел последним.

7. Не превращайтесь в «корректора». Никогда не говорите «а вот у нас в компании это было принято делать так…». Старайтесь не ссылаться лишний раз на опыт своей предыдущей работы.

8. Одевайтесь скромно. Поговорку «Встречают по одежке…» также еще никто не отменял. Выглядеть на новой работе серой мышкой, как и «пускать пыль в глаза» - сомнительный способ адаптации

9. Протяните руку. Воспользуйтесь поводом и как-нибудь пригласите новых коллег отметить какой-либо ваш праздник (день рождения, именины, юбилей и т.п.) в кафе или в офисе (в зависимости от традиций, принятых в коллективе). Отличный первый шаг навстречу друг другу. Только не перегните палку.

10. Проявите характер. Если вы чувствуете, что вас подвергают моббингу или проверяют «на слабо» - не поддавайтесь. Заискиванием уважение не завоевать. Твердо и спокойно заявите, что готовы помочь коллегам, но «это (уборка офиса, постоянные сверхурочные дежурства и т.п.) в ваши обязанности не входит». Предложите коллегам разделить их по справедливости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий