Translate

пятница, 8 июня 2012 г.

Что мешает нам общаться?

«Мы становимся опасны, когда не осознаем собственной ответственности за наше поведение, мысли и чувства» (с)Маршалл Розенберг

Общение пронизывает все сферы человеческой жизни. Человек не может существовать вне отношений. Взаимоотношения являются универсальной, общечеловеческой ценностью, так как желание и стремление состоять в отношениях – духовных, дружеских, любовных, детско-родительских, партнерских – объединяет людей вне зависимости от их национально-культурной, гендерной, социальной, религиозной или какой-либо другой принадлежности. Умению строить гармоничные и целостные отношения можно обучаться на протяжении всей жизни. Что подразумевает способность общаться? Это способность осознанного и внимательного общения − это понимание того, кто Вы; кем является Ваш собеседник, каков характер Ваших взаимоотношений.

Как это ни парадоксально, но с возрастом человек склонен утрачивать способность к изначально чистым, бескорыстным, открытым и доверительным отношениям:
«И,мигом подружившись,как это умеют делать только дети, они принялись болтать…» (c) «Питер Пэн»

Попробуем разобраться, что «взрослого» заставляет по большей части действовать и воздействовать, а не взаимодействовать. Попробуем разобраться, прежде всего, в себе.
[more]
Зависть.
«Посеешь мысль – пожнешь действие;
посеешь действие – пожнешь привычку;
посеешь привычку – пожнешь характер;
посеешь характер – пожнешь судьбу»
(c) Уильям Мейкпис Теккерей


Поведение человека обусловлено мыслями и желаниями. Человек, чувствующий зависть к собеседнику, вряд ли способен к открытому диалогу, тем более построению доверительных взаимоотношений. Зависть может позволить человеку быть «доброжелательным» только внешне, так как между выдаваемым за действительность и реально действительным бездна неискренности. Отсутствие зависти позволяет человеку быть естественным.

Желание казаться тем, кем на самом деле не являешься.
«Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату,
который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь того человека,
которого ожидают в нем видеть – человека, чей язык общения заменен
бессмысленным лепетом, чей живой смех заменен синтетической улыбкой,
чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния»
(c)Эрих Фромм


За стремлением выдавать себе в ином свете может стоять множество причин, как психологических (комплексы, желания, способ защиты), так и социальных (необходимость или желание соответствовать «нормам»). Так или иначе, осознанное или неосознанное приписывание себе определенных качеств, способностей, заслуг накладывает отпечаток на то, как человек себя позиционирует, как ведет себя и как общается. С течением временем ложное самоотождествление становится настолько привычным, что приводит к практически полной потере понимания «Кто же я на самом деле». В итоге, общение приобретает автоматический, рефлексивный характер протекания: меняются декорации − меняется актер. Возникает вопрос: Как можно отличить собственное «Я» и «Я-маску»? Пожалуй, ответом будет являться ответ, требующий честного ответа перед самим собой: Если бы сейчас не было наблюдателей, если бы собеседником был хорошо знающий меня человек, вел бы я себя так же, как сейчас? Отсутствие подражания приводит к простоте общения.

Парадигма сознания (мировосприятие, картина мира человека).
«Каждый из нас склонен считать, что видит явления такими,
каковы они есть в действительности, что он объективен.
Однако дело обстоит совсем не так. Мы видим мир не таким,
какое он есть, а таким,каковы мы сами, – или же таким,
каким настроены его видеть. Открывая рот, чтобы описать,
что мы видим, мы в результате описываем самих себя,
наши представления, наши парадигмы»
(c)Стивен Кови


Человек часто считает окружающий мир таким, каким он ему кажется. Факт того, что он «кажется» каждому по своему, в данном случае не принимается во внимание. Человек видит, воспринимает и оценивает собеседника через призму собственных очков. Меркой становится личные убеждения и взгляды. Взаимоотношения же подразумевает попытку «настроится» на внутренний мир того, с кем общаешься, и посмотреть на мир его глазами. Наличие гибкости в собственной парадигме позволяет личности быть более объективным и чутким к собеседнику.

Стереотипность мышления.
« … ничто так не отгораживает людей,
как твердить себе: они плохие»
(c)Вячеслав Рыбаков


Личность в процессе своей жизнедеятельности накапливает определенные представления о том, как функционирует этот мир. Имеющиеся познания далеко не всегда основываются на личном опыте, а скорее перенимаются из разных источников информации: семьи, круга общения, СМИ и т.д. С течением времени человек становится «накопительной системой» чужих суждений, заложником реальности, созданной кем-то для чего-то. Как это отражается на общении?

Вступая во взаимодействие, у человека есть и должны быть определенные ориентиры, на основании которых он будет выстраивать отношения. Например, общение со старшим по возрасту подразумевает уважительное отношение со стороны младшего. Это общеизвестное не только этикетное, но и нравственное предписывающее поведение. Но следует заметить, что человек, оказавшись в незнакомой, непривычной ситуации, испытывает трудности, как ему следует себя вести. Иллюстрацией подобного состояния является попадание человека в ситуацию, где он сталкивается с другой культурой собеседника, например, национально-этнической, духовной, возрастной и т.д. Тогда появляется склонность действовать в соответствии с имеющимся образом адресата, который в определенной степени может быть стереотипным. Стереотипы могут оказывать положительное влияние на общение, когда они являются отправной точкой для размышления, попыткой минимизировать степень неизвестности путем отнесения собеседника к той или иной группе, а значит и определения как должного, так и неприемлемого поведения. Постоянное же координирование собственного поведения по отношению к собеседнику как «одному из них», в соответствии со сложившимися стереотипными представлениями «Так надо…Так говорят….Так делают…Он же один из…», может стать причиной «ослепления», исключения свободы выбора в личном видении, отношении и, как результат, поведении. Человеку важно развивать в себе умение самостоятельно наблюдать, размышлять и делать выводы. Действия, свободные от стереотипных суждений, обогащают человека.

Ожидания.
«−Это мне? −Тебе!
−А за что? −Просто так»
мультфильм «Просто так»


Человеческие взаимоотношения − личные, дружеские, социальные, деловые − всегда мотивированны, и по большей части сопряжены с различного рода ожиданиями (например, взаимности, любви, верности, похвалы, благодарности, признания, уважения, славы и т.д.). Ожидания порождают зависимость от окружающих людей, их отношения и действий. Неоправданные ожидания приводят к внутренней боли, обиде, чувству неудовлетворенности. Попытка же общаться без претензии на получение чего-то взамен способствует развитию бескорыстных взаимоотношений.

Гордыня.
«Всю жизнь проведет глупец подле мудрого
и нимало не познает истины,
как никогда ложка не поймет вкуса пищи»
(c) Буддийская мудрость


В общении может проявляться как эгоизм, позиция вышестоящего или лучшего, чувство превосходства, особой значимости, чрезмерная чувствительность и обидчивость, надменность, недоверие, нежелание и неумение слушать и слышать, категоричность суждения, односторонность, отсутствие соучастия, изначальный негативный настрой и др. Гордость сводит к минимуму возможность самопознания («Я итак всё знаю»), адекватного самовосприятия («Я плохой? А кто хороший?»), познания собеседника («Кто ты такой, чтобы мне об этом говорить»). Отсутствие гордыни открывает перед личностью новые возможности и пути.

Эмоции (хорошо/плохо; радостно/грустно; легко/тяжело и т.д.). Человек живет эмоциями и чувствами. В поведении отражается внутреннее, эмоциональное состояние личности. Сила эмоционального влияния иллюстративна на примере детско-родительских отношений: хорошее расположение духа родителя порождает вседозволенность для детей, плохое − жесткие ограничения в той же ситуации. Эмоции «раскачивают» человека то в одну, то в другую сторону. Находясь под тотальным влиянием эмоций, характер общения определяется не здравым смыслом, а настроем, настроением, психо-эмоциональным состоянием взаимодействующих. Вот почему так важно во взаимоотношениях отслеживать и трансформировать эмоции.

Негативный опыт общения.
«То, как мы интерпретируем свой опыт,
определяет то, каким он будет»
(c) Шрила Радханатх Свами


Имеющиеся обиды, унижение, коммуникативные неудачи − всё это становится камнем преткновения, как в текущих, так и зарождающихся взаимоотношениях. Человек, проецируя полученные ранее отрицательные впечатления на имеющее место быть «здесь и сейчас» взаимоотношения, тем самым лишается возможности построения качественно новых отношений. Невозможно взобраться на гору, если: а) нет доверия партнеру, держащему канат; б) нет веры в себя. Неудачи и ошибки свойственны каждому человеку. Проблема заключается не в том, что они имеют место быть, а в том, какой урок извлекает из них человек, какой становится личность и её поступки по отношению к окружающим.

Страх.
«Силу, смелость, и уверенность
приобретают тогда, когда смотрят
страху в глаза. Надо делать то,
чего казалось бы, вы сделать не сможете»
(c) Анна Элеонора Рузвельт


Страх появляется в результате неопределенности, которую человек может испытывать в процессе общения по разным причинам: неуверенность в себе или собеседнике; определенные ожидания и, как следствие, боязнь совершить ошибки; привязанность к мнению окружающих и др. Чувство страха делает человека нерешительным, безынициативным, неактивным. Способность к преодолению различного рода опасений позволяет человеку жить в гармонии со своими внутренними потребностями.

Оценка происходящего, собеседника.
«Наблюдение без оценки −это высшая форма человеческого мышления…»
(c) индийский философ Кришнамурти


Построение взаимоотношений первоначально основывается на наблюдении, особенно, когда речь идет о незнакомых или малознакомых людях. Маршалл Розенберг в своей книге «Ненасильственное общение» пишет о том, что человеку порой трудно наблюдать, не анализируя и не давая оценку. Давая оценку, человек сравнивает на основании собственной системы ценностей. Вынося вердикт, человек судит, примеряя по себе. А возможно ли сравнение вообще? Каждый живущий на земле − индивидуальность, которой нет аналогов. Просто наблюдая, человек гораздо глубже может познать собеседника.

Отсутствие соучастия.
«Слушание» – один из самых приятных элементов внимания,
которое один человек может оказать другому
(c) Маделин Беркли-Ален


Задумываемся ли мы над тем, как часто наши взаимоотношения носят формальный характер: жестовый знак приветствия другу через дорогу, обмен парой реплик с родителями, вопрос ребенку, за которым не стоит истинная заинтересованность, создание вида слушания при разговоре с бабушкой и т.д. Почему проявление невнимательности, небрежности, обесценивании того, что говорит или делает собеседник, становится нормой человеческих взаимоотношений? Возможно, это ритм жизни и общее восприятие времени, которое ориентирует человека на краткосрочное, поверхностное, ни к чему не обязывающее отношение к окружающим, а также порождает обесценивание сиюминутных, единственно настоящих отношений. Способность слышать собеседника сближает.

Итак, зависть, ложное самоотождествление, ограниченность мировосприятия, ожидания, стереотипность мышления, разрушительные эмоции, гордыня, отрицательный коммуникативный опыт, страх, оценка, отсутствие соучастия могут стать серьезным коммуникативным барьером в процессе общения друг с другом. Список «ловушек», в которые человек попадает каждый раз, вступая во взаимоотношения, может быть укорочен, дополнен, изменен. Каким образом − стоит только заглянуть вглубь себя и попытаться быть честным хотя бы с самим собой.

Закончить хотелось бы притчей, осмысление которой, позволит нам относиться друг к другу чуть-чуть осознаннее и внимательнее.

Жил-был царь, который стремился ко всякой премудрости. Дошли раз до него слухи, что есть некий отшельник, который знает ответы на все вопросы. Приехал к нему царь и видит: дряхлый старик, копает грядку. Царь соскочил с коня и поклонился старику.
— Я приехал, чтобы получить ответ на три вопроса: кто самый главный человек на земле, какое дело самое важное в жизни, какой день важнее всех остальных.

Отшельник ничего не ответил и продолжал копать. Царь взялся ему помогать.
Вдруг видит: идет по дороге человек — все лицо кровью залито. Царь остановил его, добрым словом утешил, принес воды из ручья, обмыл и перевязал раны путника. Потом отвел его в лачугу отшельника, уложил в постель.
Наутро смотрит — отшельник грядку засевает.
— Отшельник, — взмолился царь, — неужто ты не ответишь на мои вопросы?
— Ты сам уже на них ответил, — проговорил тот.
— Как? — изумился царь.

— Увидев мою старость и немощь, ты сжалился надо мной и вызвался помочь, — сказал отшельник. — Пока ты вскапывал грядку, я был для тебя самым главным человеком, а по-мощь мне была для тебя самым важным делом. Появился раненый — его нужда оказалась острее моей. И он стал для тебя самым главным человеком, а помощь ему — самым важным делом. Выходит, самый главный человек — тот, кто нуждается в твоей помощи. А самое важное дело — добро, которое ты ему делаешь.
— Теперь я могу ответить на свой третий вопрос: какой день в жизни человека важнее остальных, — проговорил царь.— Самый важный день — день сегодняшний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий